Брифинг клиента на проекте
Бриф это документ, в котором заказчик совместно с исполнителем прописывают задачи, уточняют предстоящие этапы работы и разбирают возможные технические нюансы для того, чтобы быстро создать общий, понятный всем сторонам контекст, быть на одной волне в проекте. Про его создание мы и поговорим.
Для каждого человека брифовать другого человека или группу лиц, практически ничего не зная о его бизнесе - очень сложно, а еще чаще стресс. Мы попросту не знаем с чего начать. Бежим к руководителю с просьбой о помощи, ищем советы в интернете, спотыкаемся и на горьком опыте понимаем какой вопрос задавать надо, а какой не стоило бы. И вот мы закончили проект, переходим к следующему, а там снова темный омут и снова в все сначала. Ничего не понятно.
Поехали разбираться
1. Цель брифинга
В первую очередь нам нужно понимать с каким данными нам работать. Да и вообще тут кажется все простым, где при помощи брифинга мы получаем ответы на вопросы для формирования понимания продукта и т. д. В целом - это верно. Но есть кое-что еще.
Наша главная цель достичь осознания не только продукта который над которым заказчик предлагает работать, а в первую очередь понять:
- какую боль он хочет решить
- что он от НАС ожидает
- что он хочет нам сказать, но не знает как
- и только теперь можно узнавать о его продукте
Все это нам нужно для того что бы в последствии выстроить цепочку в голове по которой прошел клиент прежде чем обратился к нам. А это в свою очередь поможет нам и ожиданиям соответствовать и конструктив в будущей работе сохранить.
2. Типы брифинга
Описанные ниже типы не подразумевают под собой что мы используем только один какой-то. Нет, на оборот, чем больше мы их скомбинируем, чем больше мы их проведем, тем ближе мы будем к точке верного решения в последствии. Наша задача узнать как можно больше не только о бизнесе, но и о конечном пользователе тоже. А точнее то что сейчас о нем знает клиент.
И так, сначала способы получения информации:
- 🔥🔥🔥 - Личная встреча с брейнштормом (потому что не - все тоже что и в п.2 но тут можно сразу пощупать продукт если он осязаем, посмотреть производство, моментально выцепить сотрудника на вопросы
- 🔥 - Составить список вопросов и созвониться - лучший способ получения информации, т. к. в процессе разговора чаще удается зацепиться за какую-то фразу, ты замечаешь что на каких-то моментах заказчик может мяться и тут мы его раскручиваем на ответ. Как правило, именно в таких тайничках и лежит самая важная информация
- 🙄- Общение в каком-то чате - есть свобода общения, но по брифингу лучше созвониться, или встретиться, а чат оставить на добивку каких-то малозначимых вопросов которые пришли после
- 💩 - Создать опросник (типа гугл форм) - формат не рекомендую, потому что после него остается множество вопросов, которые не удастся быстро достать, брифинг это часто в дополнении к подготовленному списку вопросов - импровизация как описанная в примере с созвоном. Этот метод не позволяет откапать тайничок.
Супер, с этим разобрались! Но кого мы можем брифовать?
- Заказчик - да, это еще бриф
А вот все что ниже, это уже изучение продукта и называется castdev, но при брифинге мы можем по возможности перетекать в него по возможности
- Генеральный директор
- Конечный пользователь
- Сотрудник
- Звено руководства
- Звено работяг
- Полностью абстрагированная личность - существо которое вообще не знает о вашем продукте (кота спрашивать нельзя)
- Пользователи которые знают о продукте, но не использую его
3. Вопросы
Вопросы будут делиться на две основные категории, а именно:
- Общие вопросы - это вопросы которые стоит задать вообще любом бизнесу
- Тематические вопросы - это вопросы которые вы подготовили под данную нишу
Сразу скажу что лучше все это дело сохранять в каком-то документируемом виде, например гугл таблицу или таблицу в notion. Буду описывать на основе вот этого примера (как шаблон на первое время можно хапнуть)
Одна страница у вас такой и останется "Общие вопросы", вы можете их пополнять если поймете что необходимо добавить еще какие-то вопросы.
А тематические страницы мы собираем всегда новые и вопросы в них, т. к. в вашей практике не раз произойдет ситуация, когда проекты будут из одного направления. Такая компановка информации позволит быстро найти нужные вопросы и у моменте брифинга сразу же сравнивать ответы что раскрывает возможность основываясь на этом сравнении подсветить темные углы и задать правильный вопрос.
Стоит заметить не мало важную вещь. В процессе брифинга вы не ограничиваетесь составленным списком вопросов. Вы пришли не задавать вопросы, вы пришли проводить беседу, диалог, да как хотите так и называйте, но главное что вы не просто можете, а должны отходить от этих вопросов, импровизировать, задавать уточняющие и только потом возвращаться к списку. Это поможет договориться о более понятной картине.
3.1. Общие вопросы
Любые вопросы мы можем разбивать на сегменты внутри. А можем не разбивать. Все на ваше усмотрение. Я разбиваю потому что мне так удобнее проводить смысловые отсечки в диалоге и концентрироваться на заголовке "а о чем я сейчас пытаюсь узнать".
- Компания и продукция
- Какие основные продукты и услуги компании?
- Где территориально действует компания?
- Планирует ли развивать область действия?
- В чем главные преимущества компании?
- Чем мы отличаетесь от конкурентов?
- Полное наименование вашей компании?
- Задача
- Почему вы приняли решение сделать приложение именно сейчас?
- Расскажите о целях, какую задачу вы хотите решить приложением?
- Для какой платформы нужно приложение?
- Почему вы считаете что решение именно на этой(их) платформе(ах), решит задачу?
- Опишите примерный функционал и структуру продукта.
- Опишите основную аудиторию вашей компании.
- Когда бы вы хотели завершить продукт?
- Наработки
- Делали ли дизайн раньше?
- Есть ли у вас ТЗ, наработки или наброски?
- Есть ли продукт, который уже разработан (сайт, приложение, визитки и др.) ?
- Есть ли у вас маркетинговые материалы включающие анализы целевой аудитории?
- Визуал
- Есть ли у вас брендбук, логотип, обязательные к использованию цвета и/или символы?
- Есть ли цвета, шрифты и стилистические решения, которых хотелось бы избежать?
- Какое впечатление должно формировать мобильное приложение?
- Какое количество графики вы хотите видеть в приложении (от 0 до 10, где 0 это не одной картинки что б не было, а 10, вообще то мы тут гребаный мультик рисуем)?
Важной пометкой оставлю лишь то, что если вы решить взять именно этот список вопросов и его задавать, то не каждый заказчик поймет что вы от него хотите. Эти вопросы для вас, а в процессе диалога вы их правильно формулируете под заказчика.
3.2. Тематические вопросы
Писать тут весь перечень вопросов я не буду, потому что у каждого из вас они будут свои. Но пару не больших примеров разберем.
Например мы делаем мобильное приложение для завода, то примерно такой свод вопросов будет:
- Покупка
- Тип продажи (опт, розница).
- Как сейчас вас находят клиенты?
- ...
- Оплата
- Опишите сценарий оплаты покупки.
- Есть ли ограничения? (покупка от определенной суммы, валюта и т.д.)
- ...
- Доставка
- Есть ли доставка товаров, какими способами?
- Какие этапы и сроки у доставки?
- ...
- Тех. поддежка
- В каком виде будет техническая поддержка? (чат, автоматические ответы и т.д)
- ...
Если у вас маркетиплейс или продукт для такси или еще что-то, то вопросы все равно могут пересекаться с вопросами выше, которые вы сделали для завода, а могут быть и вовсе новыми, но это другая тематика и даже если 70% вопросов там пресекаются, стоит не полениться и создать новый лист. Так вы не будете путаться в будущем и будет удобнее их расширять, опять же без попыток вспомнить что для кого подготавливалось.